В нашем волонтерском проекте «Даниловцы-онлайн» есть одно особое направление — танцевальная группа в Серафимовском детском доме-интернате для умственно отсталых детей. Его координатор — Анна Козырева. То есть, волонтеры из Москвы по видео уже не первый месяц регулярно учат танцевать детей и подростков в Башкортостане. На этих встречах произносится не много слов, но это не значит, что общения не происходит. Руководитель проекта Николай Ерохин поучаствовал в такой танцевальной встрече и вернулся оттуда под большим впечатлением…

Щелкунчик

«Он вел себя тихо и скромно, словно спокойно ожидая, когда дойдет очередь и до него. Правда, он был не очень складный…» «Щелкунчик и мышиный король» Э. Гофман

«А мы сейчас в Серафимовском с парнями с особенностями танцуем балет», — сказала Аня спокойно и буднично.

«Балет?! В детдоме республики Башкортостан? С парнями? А можно я к вам приду на это посмотреть?» — удивился я.

«Да конечно, приходи», — сказала Аня, — «у нас волонтерка Сусанна —  профессиональная балерина. Ну вот она и предложила, а ребятам понравилось».

И я пришел. И был поражён тем, с каким увлечением парни смотрят на экран и разучивают балетные па! На одну минуту я вспомнил свой педагогический опыт и подумал, насколько полезны для этих ребят с двигательными и координационными трудностями плавные движения и удержание статичных поз. Как им это нелегко, но как они стараются! Как педагог я завидовал такой мотивации.

СТАРАЮТСЯ!

Но это было так необычно и казалось совершенно несовместимо: республика Башкортостан, село Серафимовский, 12 парней и девушек разного возраста в спортивках танцуют балет под торжественное музыку Петра Ильича Чайковского. Сусанна, как будто подбадривая их, тоже танцевала в спортивной одежде, в своей домашней обстановке, в коридоре рядом с куртками на фоне входной двери. Да, это было несовместимо, но так красиво, и в этом было что-то очень сильное!

БАЛЕРИНА СУСАННА: «ВЫ У МЕНЯ МОЛОДЦЫ!»

Про что Сусанна «говорила» с ними в своем танце? Может быть, про стремление к красоте, несмотря на неприглядность жизни в ДДИ. Или про то, что невзирая  на особенности, «нескладности», каждый из них может делать красивые вещи. Но совершенно точно про то, что они для нее — красивые и что они — молодцы! Это Сусанна говорила вслух и не один раз.

А музыка «Щелкунчика” говорила про них самих. Про доброе, отважное сердце в слабом, необычном, «нескладном» теле. Про встречу. Про дружбу и любовь, которые делают другого человека живым.

А в завершение был танец под «Вальс цветов». И это тоже было про этих ребят и про эти занятия. Про жизнь, которая пробивается через асфальт жизненных трудностей и бетон обстоятельств.

Человек в тени

На протяжении всей встречи на экране моего ноутбука было темное окошко, на котором было написано «Даниловцы-онлайн (организатор)». За этим окном был координатор этой группы — Анна Козырева. Ребята с первой минуты спрашивали про нее, и Аня подключилась ненадолго, чтобы показать ребятам свою собаку. А потом она передала ребят волонтерам, а сама была в тени.

Мне кажется, это то, к чему должен приходить каждый опытный онлайн-координатор. Собрать, организовать и обучить команду людей, которым он сможет спокойно передать в руки группу. Координатору очень важно в какой-то момент самому отойти в сторону и уступить место волонтерам. Это не всегда просто, но Аня координатор опытный …

Недавно на собрании онлайн-координаторов я задал вопрос: «Какое место сейчас в вашей жизни занимает координаторская работа? Это то, что вас вдохновляет? Волнует? Переживается как большая ответственность? Или даже нагрузка? Что это сейчас для вас, поделитесь!».

Люди много и с удовольствием делились своими переживаниями и мыслями на эту тему. Кто-то придумывал красивые образы. Кто-то говорил про ощущение совершенно противоположных переживаний.

Когда дошла очередь до Ани, она сказала:

«Да. Координаторство — это то, что есть в моей жизни».

Мы молчим, ждем продолжения мысли. Но нет — точка. Я сначала подумал, что Аня не поняла вопроса. Но Аня всё поняла. Просто Аня уже пять лет является волонтером «Даниловцах», два года из которых выполняет ещё и обязанности координатора. То есть, на протяжении пяти лет человек каждую неделю в свое свободное время вставал и ехал к детям в Морозовскую больницу. Зима, осень, снег, дождь — встаёт и выходит. Каждую неделю. Пять лет.

Так что, несмотря на то, что Аня часто на встречах в тени, без неё не было бы этих встреч. Именно она тот человек, который сказал: «Я буду в онлайне танцевать». Именно она взяла эту группу сначала попробовать, провести 6-8 встреч, а потом сказала: «Я что-то не могу уйти». И осталась.

ДЕВОЧКИ ИЗ ДРУГОЙ ГРУППЫ УЖ-ЖАСНО ЛЮБЯТ ТАНЦЕВАТЬ СОВРЕМЕННЫЕ ТАНЦЫ С ОНЛАЙН-ВОЛОНТЕРАМИ! НУ КАК ИХ БРОСИТЬ? 

Сейчас она каждую неделю договаривается, организует и выходит на связь, чтобы в ее жизни появились Оля, Сусанна, Паша, Марат, Вася, Костик, Миха и ещё десяток ребят, которым она нужна. Которым очень важно, что она есть в их жизни.

Я не в формате

«Я не в формате по ящику и.

Я не в формате навязчивом, но.

Я по музыке от сердца честной очень».

“Мама я танцую”, дуэт 2Маши

А потом зажигательные современные танцы с Олей — настоящая, яркая дискотека! Ребята, которые всегда «не в формате», раскрывались и отрывались по полной. Подбегали к экрану, кричали:

— А можно теперь вот эту…?

— Да Лёша, конечно, сейчас найду… Вот. Ставлю. Давайте, погнали!

— (ребятам вокруг) Стоп, тихо!!! …Это точно она? О дааа, это она.

СЕЙЧАС ОЛЯ ПОСТАВИТ ПЕСНЮ И…

О чём “говорит” Оля с ребятами?

Песня «Мама, я танцую» дуэта 2Маши может показаться странным выбором для детского дома-интерната. Если посмотреть текст песни, она покажется ещё более странной. Но песня — это всегда больше, чем ее текст. В ней есть ритм, музыка и какая-то своя энергия, которая «цепляет» и воздействует на тебя. Часто в этой энергии выражается высказывание автора, то, что он хотел выразить в ней.

Вот, что говорят сами авторы Мария Зайцева и Маша Шейх про песню «Я танцую»:

«Для сюжета клипа мы взяли историю, когда за человека что-то решают против его воли. Запирают ли девушку в комнате, чтобы обручить её с нелюбимым или навешивают ярлыки — по сути, является актом с одним и тем же смыслом. Актом несвободы! Но наша героиня сильнее ярлыков, её танец сопоставим энергетике песни. Для неё каждый день как последний, она завораживает и вдохновляет. И сама история имеет счастливый конец. Танцуй!»

Наверное, поэтому ребята особенно страстно танцуют под нее. «Когда за человека что-то решают против его воли… или навешивают ярлыки» — это тоже про их действительность, про формат, в котором они живут. А песня — про то, что они могут быть сильнее этого. И поэтому в их движениях можно увидеть столько силы и даже вызова.

И ещё Оля делает важную вещь — она даёт слово ребятам: «Что вам поставить?» (то есть, что сегодня ВЫ хотели бы нам «сказать»?). Для этих ребят так важно, когда им дают слово. А волонтерам всегда интересно, какие песни будут сегодня. (О чём они захотят «сказать» волонтерам?). И первая песня, которую ребята попросили поставить в этот день, называлась «Твоя любовь — это так красиво»…

«…Твоя любовь подавала руки, чтобы излечивать ими раны.

Твоя любовь прижимала к сердцу, так тихо-тихо и не отпускала.

Твоя любовь возвращала в детство, дарила все, чего не хватало…»

В этот момент мне так хотелось, чтобы волонтеры услышали это как ответ ребят на то, что они делают.

Конечно, все мои слова про диалог при помощи танца и песен — это большое допущение, и в основном мои фантазии. И, конечно, если вы придёте в эту группу в онлайне, вы увидите, что очень разные люди просто рады видеть друг друга, осваивают новые движения под музыку, импровизируют, танцуют.

ИНОГДА ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ ВОЛОНТЕРАМ СВОИ ТАНЦЫ

Но что для этих ребят значат эти танцы? Один час в неделю в онлайне — так мало.

Но в этот час они не чувствуют, что они в детском доме, они не чувствуют, что с ними что-то не так, что они «не в формате» и не свободны.

В этот час у них всё в порядке. В этот час они не одни. В этот час они танцуют.

Вот что значит – стать волонтером «Даниловцев». Это очень важно и очень просто. Записаться можно здесь.