«Myachmedia.ru»

Как отобрать волонтеров, за которых не придется краснеть, и работать с ним, чтобы все были довольны? Это интересует многие некоммерческие фонды. Свои советы дала Олеся Деснянская — координатор программы «Профилактика социального сиротства» благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». На вебинаре движения «Даниловцы» 25 октября она поделилась практическими приемами, в частности психологическими упражнениями.

Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» работает по четырем направлениям:

  1. Профилактика социального сиротства: помощь «родным» семьям, чтобы дети не оказывались в детдомах.
  2. Помощь детям в учреждениях: поддержка ребенка, чтобы у него был шанс на нормальное будущее.
  3. Семейное устройство — поиск приемных родителей и помощь в решении проблем.
  4. Работа над тем, чтобы поменять законодательство и всю систему помощи: нужно сделать так, чтобы каждый мог жить и воспитываться в семье.

По словам Деснянской, волонтеры работают во всех программах и могут поддерживать подопечных на разных этапах жизни, «передавая кейсы» и используя опыт коллег, например если ребенок попал в учреждение, а потом в семью. С ними работают, в частности, квалифицированные специалисты: юристы, психологи, психиатры.

Опекать волонтеров и брать за них ответственность

При работе с волонтерами Деснянская посоветовала уделять особое внимание новичкам: «Вводить их в курс дела надо просто и завлекательно». Для этого в фонде сделали понятную симпатичную презентацию, кроме того, на встречи приходят ключевые лица фонда и интересно рассказывают о своей работе. «Руководителю не стоит пренебрегать такой возможностью», — отметила Деснянская.

Она рекомендует поинтересоваться, что сами волонтеры хотят и могут сделать. Если у них немного времени и они только начинают, надо дать им возможность чуть-чуть попробовать, погрузиться в атмосферу. К примеру, поработать автоволонтерами, помочь в написании текстов и так далее. Ведь многие желающие тревожны и не уверены в себе, а потом могут отлично себя проявить.

Те, у кого есть возможность заниматься волонтерством 1–2 раза в неделю, могут отправиться в больницу или стать наставником [семей или детей]. Для этого надо пройти тренинги. Деснянская подробно остановилась на этой теме, поскольку одна слушательница задала об этом вопрос. Ее интересовало, можно ли заставить людей проходить обучение. «Заставить мы, конечно, не можем, — ответила Деснянская. — Но можем выставлять условия. Если хочешь работать наставником, надо пройти определенные семинары. Конечно, не все этому рады. Но простые и понятные правила делают работу более безопасной».

Другая тема, которая волновала слушателей, — ответственность фонда за волонтеров. Отвечать за них придется, хочется того или нет, констатировала Деснянская. Взять в пример учреждения, где живут дети-сироты: там много правил, которые волонтер может нарушить (например, по незнанию), еще он может распространить информацию, которую выносить нельзя, или встать на сторону ребенка, который конфликтует с администрацией. Словом, «человеческий фактор» полностью исключить нельзя, признала Деснянская.

Зато она дала советы, как снизить риски:

  1. проигрывать сценки из жизни на обучении;
  2. оказывать индивидуальную и групповую поддержку;
  3. обязательно должен быть чат, где можно обсудить все «нештатные ситуации» в доброжелательной атмосфере («Ах эта медсестра…», «Ох уж этот врач…»).

Если человек ушел из волонтеров сам, его исключили, добавили в «черный список», должен быть механизм оповещения учреждений и других волонтеров. «Все должны понимать, что есть определенные правила, есть «точка выхода», — пояснила Деснянская.

Организовывают волонтеров и взаимодействуют с ними координаторы. Такая работа предъявляет к ним особые требования: стрессоустойчивые, дипломатичные, они должны осознавать ценность волонтеров и иметь свободное время вечером, ведь большинство волонтеров работают, рассказывала Деснянская. Координаторы, в частности, проводят индивидуальные беседы с волонтерами, работают с их ожиданиями и страхами; это те люди, с которыми всегда можно доверительно обсудить проблему. По личному опыту работы координатором, рассказала Деснянская, самое важное — это личный интерес к людям.

То же правило работает и в отношении «сложных» подопечных, которые находятся в трудной ситуации. Вера в человека — одна из основных составляющих, которые ведут к успеху, уверена Деснянская. Она привела в пример наставничество: когда рядом с сиротой человек, который в него верит. Важную роль играет личная вовлеченность: знать, у кого какие проблемы, когда у человека день рождения и так далее.

Как проверить и подготовить волонтеров: упражнения

Проверка и подготовка добровольцев — это то, чем занимаются сотрудники на мероприятиях с участием волонтеров. Первый вводный семинар в фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам» — обзорный, пояснила Деснянская: рассказывают, чем занимается команда, и узнают больше о тех, кто пришел. Поскольку, по мнению докладчика, лучше не рассказывать, а показывать на примерах, она поделилась примерами упражнений.

  • Упражнение «Ожидания и страхи»: человека просят поделиться своими ожиданиями и страхами, а затем их с ним обсуждают. Это, по словам докладчика, «дает хорошую картину» и может обнаружить, например, нереалистичные ожидания кандидата, и отсеять тех, кому, по мнению сотрудников фонда, вообще не стоит этим заниматься.
  • Упражнение «Кризис»: спрашивают у людей, что те испытывали в сложной жизненной ситуации (неопределенность, страх, агрессия, злость, одиночество, неуверенность) и что помогало им справиться (поддержка окружающих, отдых, книги, животные, семья). А затем на ситуацию надо посмотреть со стороны и наглядно увидеть, что волонтеры — это один из факторов, помогающих семье выйти из кризиса.
  • Упражнение «Сортировка ценностей» немного провокационное, но дает возможность понять принципиальные ценности человека. Людей делят на группы и раздают им бумажки, на которых написаны различные утверждения (например, «Если ребенку в семье плохо, его надо забрать в детдом», «Люди должны прислушиваться к чужому мнению», «Для ребенка его мама самая лучшая, что бы ни говорили окружающие» и так далее). Затем в группах обсуждают эти мнения, а сотрудники фонда ходят и слушают. «У всех есть принципиальные ценности, — пояснила Деснянская. — Например, мы помогаем независимо от религии или ориентации, а кто-то из претендентов может быть с этим не согласен. Слушая обсуждения и споры, мы оцениваем людей лично: кто излишне категоричен и навязывает свое мнение, кто, наоборот, готов сотрудничать и так далее».
  • Упражнение «Разбор случая»: людей надо поделить на команды и вручить им разные документы с оценкой положения некой семьи. Один — акт обследования жилищно-бытовых условий из опеки, где оцениваются социально-бытовые аспекты: есть ли еда для ребенка, условия для его развития и обучения. Второй документ — эмоциональное описание («Мать заставляют отказаться от ребенка, она плачет…»). Еще один — отчет, который заполняют в фонде, где есть место и формальным, и психологическим аспектам. «На этом примере видно, что одна и та же семья может выглядеть по-разному, — пояснила смысл упражнения Деснянская. — Надо учитывать все взгляды и находить консенсус, и в то же время помнить: мы не «рыцари в белых плащах», которые спасают семью от «злой» опеки».

Во второй день запланирован кейс-менеджмент: как подключить юриста, психолога, психиатра, какие у фонда есть ресурсы, какие могут быть документы в работе, куда обратиться за помощью с продуктами, вещами и не только, рассказывала Деснянская. Она порекомендовала обсуждать с волонтерами, чего стоит избегать:

  • слияние и влипание/негативизм — неприятие клиента, отрицание его проблем, осуждение;
  • взваливание на себя излишней ответственности;
  • ожидание благодарности и восхищения, важность производимого впечатления.

В работе с волонтерами обязательно надо их искренне любить и ценить, напутствовала Деснянская.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.