За этот год мне удалось познакомиться с целым рядом методических пособий по организации волонтерства и так называемых стандартов. И, честно говоря, я был очень расстроен. Потому что, когда я читаю эти материалы, у меня встает вопрос: а причем здесь я? Самый большой недостаток этих историй, на мой взгляд, что они готовились не теми, кто находится «внутри». Даже если они были написаны какими-то умными специалистами, такие книги и пособия не раскрывают внутреннюю логику, внутренние механизмы и тонкости процесса.

Могу пояснить по аналогии с приготовлением блюд. Можно прочитать в книге: «Взбейте два яйца, засыпьте муки, соли», сделать так и получить вполне качественный продукт. Но есть книги, в которых объясняется смысл этих действий. А есть суперкниги, в которых объясняется даже их химический смысл! Что, например, добавление кислоты не только дает кислинку, но и вступает в реакцию с чем-то там, и поэтому мы получаем на выходе именно такую текстуру или плотность.Но когда мы говорим о социальном волонтерстве, это ведь даже не кулинария. Мы говорим про людей! Со своими переживаниями, скорбями, болью, они могут быть в унынии и депрессии. И в то же время рядом с ними — волонтеры, и там у каждого тоже своя жизнь. И когда мы об этих тонких и сложных процессах говорим, как в кулинарной книге: «Позовите пять друзей и сделайте то-то» или то же самое, но на сухом, методическом уровне, я впадаю в уныние. Мне становится грустно: «А что – у нас никто не понимает эту внутреннюю логику?»

И коллеги из других организаций, с которыми мы общаемся и приглашаем на разные учебные занятия, и наши сотрудники, и даже активные волонтеры – они и то, будучи профессионально причастными, могут больше и глубже рассказать о внутреннем содержании волонтерства, чем те издания, которые мне довелось увидеть. А других я не вижу!Вот поэтому мы и написали книгу «Социальное волонтерство. Теория и практика», и сделали ее в виде «суперкниги по кулинарии»: с объяснением тонких процессов. Парадоксальность этой истории состоит в том, что таких книг, как наша, должны быть десятки. А она одна. И аналогов, благодаря которым можно прочувствовать тему до мелочей, просто нет.Для Движения «Даниловцы» очень важны две вещи. С одной стороны, в наших публикациях мы стремимся показать читателям внутренний мир волонтерства через истории, рассказы, через какие-то репортажи. Мы даем возможность заглянуть внутрь самого процесса, внутрь отношений между волонтером и ребенком, волонтером и одинокой бабушкой в доме престарелых, волонтером и бездомным человеком. Мы приоткрываем двери больниц, психоневрологических интернатов, даже тюрем. И таким образом показываем то, что делаем.И вторая тема – мы отвечаем на вопрос, как мы это делаем. И это не просто перечисление действий. Это — попытка очень серьезно осмыслить внутренние технологические процессы по организации долгого, системного волонтерского присутствия в том или ином учреждении.

Наш основной посыл – как не обмануть ожидания людей, нуждающихся в волонтерской помощи. Как это работает, видно из наших историй и репортажей. Вот в больнице наступает день прихода волонтеров, например, среда. И дети сидят у лифта и ждут, когда придут волонтеры. Они ждут не конкретную Машу. Они ждут волонтеров вообще. И они всегда приходят. Год за годом. Сменяются волонтеры и координаторы,  но процесс продолжается. В некоторых больницах – по 10 лет. Как обеспечить эту непрерывность, эту стабильность, это постоянство, чтобы не обмануть ожидания подопечных?

Вот именно эта мысль заложена во все направления нашей книги. Мы подготовили издание, в котором всесторонне стараемся ответить на вопрос: как организовать волонтерство таким образом, чтобы оно было постоянным, регулярным, ответственным, эффективным и безопасным? Эта книга – своего рода учебник, но мы намеренно давным-давно отказались от формального стиля методичек. Потому что за словами, предположим, «проведите собеседование», ничего не стоит. Даже если прописать план собеседования. Мы поняли, что в нашей теме работает исключительно повествовательный стиль, когда мы подробно, авторски, – у каждой темы свой автор, — с примерами раскрываем свое понимание какой-то рабочей задачи.

Мы идем по пунктам, которые у нас давно уже сложились, это та логика, по которой мы всегда работаем. Мы идем от волонтера-новичка. Человек хочет стать волонтером. Что ему для этого надо? И мы стараемся рассказать самому волонтеру, как он должен взглянуть на эту тему, чтобы принять ответственное, взвешенное решение. Потому что потом ему придется ра-бо-тать. Не в смысле за деньги, а в том смысле, что волонтерство — это все-таки про определенную помощь и результат. И мы приводим много советов, какие-то алгоритмы действий и так далее, пытаясь помочь волонтеру взглянуть на эту тему с разных сторон и найти для себя какие-то личные ответы. И уже из них делать свой решающий вывод — быть волонтером, не быть. И если быть, то где, с какой организацией и прочее.

Дальше мы переходим к теме постоянного, опытного волонтерства. И здесь мы говорим о внутренних проблемах тех людей или сообществ волонтерских групп, которые уже работают. Стараемся помочь действующему волонтеру и координатору увидеть эти проблемные зоны и настраивать свою работу на эффективность и постоянство.Мы затрагиваем разные направления волонтерской деятельности, чтобы показать, как работать с детьми с умственной отсталостью, как работать в ПНИ со взрослыми, со стариками, с бездомными, в чем особенность больниц и так далее. Стараемся этот опыт обобщить и передать его уже методически свернутым: а какие вообще задачи могут стоять? Что исполнимо, что нет?

Мы говорим отдельно о волонтерской группе как о некоем обязательном элементе социального волонтерства, без которого невозможно осуществить эту постоянную, непрерывную, ответственную работу. Говорим о внутренних механизмах и особенностях групповой работы. Об алгоритме работы с новичком – как принять, как собеседовать, каким образом он вводится в рабочее пространство, в группу и так далее. Мы предлагаем ряд описаний моделей волонтерских организаций, из которых каждый желающий может выбрать подходящую ему для его задачи. Те модели волонтерских организаций, которые мы увидели и знаем на опыте наших коллег, они  все очень четко подстроены под те или иные волонтерские задачи.И дальше мы переходим на уровень выше: стараемся поделиться опытом создания больших, серьезных, системных волонтерских программ, в том числе, на уровне города. В этом году нам удалось очень активно участвовать в городской программе по развитию волонтерства в ПНИ и ПВТ. И вот с учетом нашего опыта, наших подходов и   методологии мы стараемся описать, как это, что работает, что нет.

И последний раздел нашей книги – это адресная помощь. Это, пожалуй, одно из самых сложных направлений волонтерской помощи, поэтому оно стоит в книге особняком. Помогать людям в их домах, квартирах – это то дело, которое в России системно до сих пор не запущено, существует лишь разрозненный опыт. И вот мы его осмысляем и  предлагаем наш методический взгляд на эту историю, как может развиваться адресная помощь. Это тем более актуально в дни пандемии, когда многие люди оказываются запертыми в своих квартирах в силу карантина и нуждаются в адресной помощи.  У этой книги много авторов, и для нас это ценно, потому что мы говорим не «вообще». Мы говорим о том, что работает, что испытано и проверено, что временем подтвердило свою устойчивость.  И в этом мы видим серьезную ценность нашего издания.Получился такой классный учебник для желающих развивать эту тему. Который мы, кстати, готовы подарить всем желающим волонтерам и организаторам волонтерской деятельности.

Юрий Белановский, руководитель ДД «Даниловцы»

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.