“Агентство социальной информации” 


Руководитель Школы социального волонтерства добровольческого движения «Даниловцы» Лидия Алексеевская — об опыте онлайн-обучения в карантин.

При Школе социального волонтерства уже два года действует учебная программа «Школа координаторов волонтерских групп». Обучение проводится два раза в год. Учащиеся — активные волонтеры и сотрудники благотворительных организаций. В этом году Школа координаторов — это совместный проект движения «Даниловцы» и Центра занятости «Моя карьера«. На этот раз в самом начале обучения мы перестроили его в онлайн. Я хочу поделиться тем, как это было.

Очные занятия — это естественный для нас формат

Основная задача любой школы или программы такого плана – создать сообщество, в нашем случае – сообщество будущих координаторов волонтерских групп, сообщество с определенной атмосферой и с определенным отношением людей друг к другу. На мой взгляд, задача создания сообщества даже важнее, чем задача получения новой информации. Перед школой стоят и задачи построить некую систему, запустить процессы, чтобы во время обучения человек уже почувствовал себя в позиции координатора.

До карантина мы успели провести четыре занятия. Предвидя, что работу придется перевести в Сеть, на очных встречах мы собрали все упражнения, которые необходимо было провести именно «вживую».

Проводя очные занятия в Школе координаторов, я заряжалась энергией от людей. Это действительно вдохновенно.

А после первого занятия онлайн у меня было ощущение, что я разгрузила вагон кирпичей.

Потому что создать хотя бы подобие той эмоциональной, интересной и поддерживающей атмосферы, которую нам раньше удавалось создавать, в интернете, сидя перед черными квадратиками в Zoom, было весьма непросто… И я горжусь мобильностью преподавателей школы. В каждом новом потоке мы всегда немного меняем занятия, но сейчас пришлось делать это радикально и прямо на ходу.

Основная проблема онлайн-обучения

На мой взгляд, качество общения в онлайне ниже, чем в реальности. В интернете остро не хватает чувства присутствия собеседника. Перед нами одна «говорящая голова». Остается общение на уровне мыслей и идей, передача информации. Но когда надо родить идею или какой-нибудь креативный продукт, в этом процессе задействовано все тело! И когда люди сидят в одной комнате и что-то обсуждают, они вовлечены в это полностью, целиком. А при общении в интернете, когда ты смотришь на другого в соседнее окошко и в лучшем случае видишь только голову, естественным образом не включаются всякие эмоциональные смысловые составляющие. Тут включаются разум и логика.

Для объемной картинки необходимо добавлять свой жизненный и эмоциональный опыт, переживания в данный момент – это именно то, что в большом объеме присутствует в повседневной работе координатора. Это обязательно должно учитываться, потому что если координатор волонтерской группы будет действовать только из логики, то он будет менеджером, а не координатором в нашем понимании.

Волонтерская группа – это в первую очередь отношения. И наши коллеги, обучающиеся в Школе координаторов, в дальнейшем будут создавать именно отношения.

Важен пример отношений между людьми – между координатором и волонтером, координатором и подопечным, волонтерами и подопечными. А когда от координатора на занятии присутствует только голова и то только в двухмерной проекции, это очень, очень сложно.

Что мы сделали

Количество занятий на этом потоке возросло в полтора раза. Темп жизни людей снизился, у них появилось больше времени. Каждую тему программы мы смогли разбирать чуть дольше и подробней. Я не дала ученикам никакого шанса спрятаться за своими аватарами или за черными квадратиками: каждое занятие мы начинали с общего мозгового штурма. Участникам предлагалось задание или вопрос: «что бы вы сделали в такой ситуации» или «что вам кажется важным для этого». И если на очных занятиях мы обсуждали эти вопросы в малых группах, то здесь это делалось в чате: участники оставляют комментарии, завязывается дискуссия, люди контактируют друг с другом. Это сразу всех встряхивает, люди выходят из позиции потребителей информации.

Вторая вещь, которую мы стали активно использовать уже со второго занятия, – это сессионные залы в Zoom, как бы такие комнаты, где отдельные участники могут общаться только между собой. Преподаватель дает задание, все делятся на несколько подгрупп. В подгруппы направляются модераторы из сотрудников движения или приглашенных опытных координаторов или супервизоров. И в ситуации, когда в группе всего несколько человек, и есть конкретная задача, люди начинают общаться друг с другом гораздо активней.

Плюсы от перехода Школы координаторов в интернет

В онлайн-варианте Школы координаторов нам удалось провести отдельное занятие, посвященное первичному интервью с волонтерами. Также получилось провести отдельное занятие об интервью волонтера с координатором группы с заданиями по разработке отказов неподходящим кандидатам в волонтеры. Это имеет большой практический смысл – это ровно те ситуации, с которыми координатор волонтеров сталкивается в практике работы. Преподаватели школы подготовили большое количество презентаций, свою для каждого занятия – при интернет-обучении без видео никак не обойтись. Плюс у нас была возможность еще больше все упорядочить. Так подробно и неспешно мы провели этот необычный курс.

У людей поубавилось собственной занятости и общения в жизни. И мне кажется поэтому занятия в школе стали для них, в том числе более ценными. Люди стали более включенными в процесс обучения, когда нам удалось создать такую атмосферу, где каждый может что-то сказать.

Хотя, повторюсь, это было действительно сложно, и полного аналога живому общению все-таки нет. Иначе никто не повторял бы: «Как же хочется со всеми увидеться!» На онлайн-школе было ощущение ценности происходящего и включенности в процесс, как будто на это у людей появились дополнительные ресурсы – временные и эмоциональные.

Как мы организовали практику?

До карантина любой курс Школы координаторов подразумевал прохождение очной практики. Будущие координаторы приходили в одну из тридцати действующих волонтерских групп даниловцев.

Сначала у нас было желание перенести стажировку на более поздний срок. Но мы решили все же провести стажировки онлайн.

Мы выстроили систему виртуальных встреч со стороны координаторов. Рассказали координаторам, что такая виртуальная стажировка – возможность представить свою группу, пригласить на встречу волонтеров из своей и из других групп, новичков. И что это не будет потеряно, а будет записано, смонтировано и выложено на сайт «Даниловцев». И каждому координатору был выделен в помощь супервизор, чтобы наладить общение между учащимися школы, которые «пришли» на виртуальную стажировку.

С учащимися Школы координаторов тоже провели большую работу. Им объяснили, что это – виртуальный тур, что «надо напрячь всю свою фантазию и изобретательность, чтобы сложилась картинка, как будто бы вы действительно побывали на посещении». Просили их задавать самые неожиданные вопросы.

И после первой же такой стажировки стало понятно, что процесс пошел именно такой, какой хотелось. Первой провела стажировку Валерия Таранова — координатор волонтерской группы в детском онкоцентре имени Дмитрия Рогачева. Она подготовила презентацию, рассказала содержательно и конкретно про свою работу, безо всякой воды. И действительно, учащиеся школы в ее виртуальном туре задавали вопросы по существу, касались конкретики. Это было интересно. Начало было положено, и дальше по этому сценарию прошли все остальные.

Что характерно: супервизоры и сотрудники движения узнавали много нового и интересного о работе волонтерских групп, чего раньше вообще никто, кроме координатора и его волонтеров, не знал.

Все стороны, на мой взгляд, сработали отлично – координаторы, супервизоры, учащиеся. И результатом я горжусь.

Три совета тем, кто переводит свою учебную деятельность онлайн

  • Первое – не ждите, что будет также, как офлайн, не ставьте себе такой цели. Будет похуже. Это нормально.
  • Второе – как можно больше интерактива. Включайте слушателя в процесс всеми доступными способами. Не будьте просто лекторами. Сейчас возможности послушать и посмотреть достаточно и без ваших семинаров. Дайте возможность людям в этом пространстве высказывать свое мнение, общаться друг с другом, решать какие-то задачи, производить некий «продукт» — творческий, интеллектуальный или какой-то еще. Дайте им возможность быть не пассивными слушателями, а участниками, это сейчас очень нужно.
  • И третье – не забывайте включать кнопку «Запись»!

Текст подготовлен Юлией Гусаковой