Юрий Белановский: источник волонтерской силы – внутренняя мотивация

Агентство социальной информации опубликовали материал руководителя Добровольческого движения «Даниловцы», Юрия Белановского.


О том, стоит ли заниматься «подготовительным» обучением социальных волонтеров, рассуждает руководитель добровольческого движения «Даниловцы».

Обучение как часть мантры

Я возьмусь утверждать, что предварительное обучение волонтеров, собирающихся работать в социальной сфере, мало что может дать. Для волонтеров это привычная и ожидаемая форма подготовки, позволяющая снять изначальную тревогу и войти в курс дела. А для организаторов — некий обязательный пункт в алгоритме работы, своего рода часть мантры, смысл которой давно утерян.

И у кандидатов в волонтеры, и у организаторов волонтерства (и чиновников, кстати) есть одинаковые предубеждения. Например, чтобы прийти в больницу, надо знать нечто в объеме программы медучилища или патронажных работников. А чтобы прийти в детдом, надо знать нечто на уровне педагогического училища.

И при этом никто не может ответить, зачем эти знания нужны, если мы говорим о социальном волонтерстве как о дополнении системы государственной работы ради повышения качества жизни людей, проживающих или проходящих лечение в казенных учреждениях. Подробно о том, что такое социальное волонтерство, я говорил в одной из прошлых статей.

Я ни в коем случае не отрицаю, что для работы в больнице, детдоме или приюте нужны некоторые знания и навыки. И они разнятся в зависимости от места. Но в силу того, что волонтеры работают вместе с координатором, подчиняются общей дисциплине, работают на виду, всегда могут обратиться за помощью к персоналу и в учреждениях не занимаются узкой профессиональной деятельностью (медицинской или педагогической), эти знания — не более чем специфика и акценты в области простых человеческих отношений и бытовых навыков.

Любой человек — человек. Какие бы ни были у него ограничения или особенности, он способен к общению. Именно общения, заботы, внимания и простых вещей типа прогулки, игры или чтения книги ему не хватает в государственных учреждениях. А это именно то, что может дать любой другой человек при одном условии — если у него есть желание.

ФНКЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии. Фото: «Даниловцы»

Опыт работы добровольческого движения «Даниловцы» однозначно говорит, что для человека, желающего стать волонтером, важно не подготовительное обучение.

Готовность стать волонтером и успешность первых шагов зависят от того, насколько для конкретного человека актуальна проблема, в которую он вовлекается, и доверяет ли он пригласившим его.

Есть ли ясное понимание, почему он должен сделать что-то бесплатно, какая конкретная польза будет от волонтерства? Известно ли, что конкретно человек должен делать? Интересно ли ему это дело лично, важно ли оно для него? Сможет ли он выделить необходимое количество времени, хватит ли его знаний и опыта, чтобы довести дело до конца? Есть ли кто-то, кто предупредит, какие могут возникнуть проблемы и риски, подскажет, как их решить, где взять недостающие знания?

Вопреки распространенным мнениям, личная выгода — не ключевой мотивирующий фактор. Майками, флешками, грамотами мы не можем купить социальное волонтерство. Заманух не достаточно для того, чтобы вызвать волевое усилие, необходимое для волонтерской работы. Хотя бонусы, конечно, для многих важны.

Обучение или погружение

Наиболее распространенная модель обучения волонтеров – когда школа организуется под идею проекта. Школа-проект — это передача знаний и вовлечение в команду и в разработку проекта, а также распределение ролей. Волонтеры проходят обучение, мотивируются, принимают ответственность. В итоге отбираются лучшие из них, и проект далее реализуется с ними.

Для социального волонтерства такая школа не эффективна. У нее КПД, как у паровоза. Все уходит в пар. Напомню, что социальное волонтерство — это процессная история, где главное — отношения. Поэтому ответы на указанные выше ключевые вопросы человек получает в процессе работы (в больнице или интернате) и именно там принимает окончательное решение. Даже если человека «зажечь» на школе, то для работы в больнице вкачанной в него энергии не хватит, он все равно встретится с самим собой, вопрошающим и тревожащимся и переживающим. И вынужден будет честно решить: это его история или нет.

Весь отсев новичков проходит в первый месяц работы, где проявляется и проверяется мотивация людей. Помощь людям в беде – это всегда эмоционально тяжело.

Источник волонтерской силы – это внутренняя мотивация, то, что созрело в сердце человека, его добрая мечта, требующая воплощения. Ответственность в волонтерстве может быть взята только самим волонтером лично и свободно. Тогда она действенна.

Собственно, все правильно организованные школы, даже под проект, передают ответственность, помогают людям взять часть дела на себя, а не быть пассивным исполнителем. Но в социальной сфере именно причастность к чужой боли, скорби и одиночеству способна перевесить и разрушить все на свете. Здесь ответственность не может быть «взята» заранее. Она может быть принята только после встречи с подопечными, из опыта взаимодействия с ними.

Знания и умения нанизываются на ответственность человеком самостоятельно, словно бусинки на нитку. С учетом личностных особенностей и особенностей подопечных каждому волонтеру необходим свой набор знаний и умений!

Дело для волонтеров первично. Осмысленная, востребованная результативная работа — это самый сильный мотиватор, питающий волонтера. Поэтому самое важное на начальном этапе  – чтобы волонтер принял ответственность. Задача организаторов волонтерства — предложить организованное рабочее пространство, а уже потом разные знания и учебные программы, сопутствующие волонтерскому делу.

Фото: тренинг для волонтеров. «Даниловцы»

Подготовка волонтеров — это:

  • ясная обоснованная вакансия;
  • фильтры на входе, побуждающие волонтера изначально брать ответственность за свои шаги;
  • собеседование, где волонтер получает ответы на вопросы, и где заключается взаимный договор;
  • подробный инструктаж, где ставится задача, даются инструменты, очерчивается граница безопасности и даются практические советы;
  • этап стажерства с прикреплением к опытному волонтеру;
  • обучение в процессе работы;
  • супервизия.

Именно в процессе работы у волонтера возникают реальные и актуальные вопросы, и организаторы волонтерства обязаны на них отвечать. Во-первых, как и что делать, и что в итоге сделать? Этот вопрос частично может быть решен заранее. Во-вторых, как найти свое место, сработаться с группой, распределить роли между всеми волонтерами? В-третьих, как выстраивать, развивать и прекращать отношения с подопечными? В-четвертых, как вовремя осознать и решать личные проблемы, источником которых стало волонтерство? И в-пятых, как профессионально развиваться?

В какой форме организаторы волонтерства на все это дадут ответы – не важно! Это могут быть серии семинаров и тренингов, консультации, чаепития, письма с рекомендуемыми статьями и видео и т.д. Важно, чтобы волонтеры свои ответы получили. При этом конкретные темы для встреч, лекций, мастер-классов определяются на основании обратной связи от волонтеров, запросов координаторов, экспертного мнения сотрудников, желания волонтеров поделиться опытом.

Быстрое пожертвование по QR коду

Введите ваш e-mail и сумму пожертвования и нажмите на красный баннер:

Наш сайт с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом использует файлы cookie. Продолжая просматривать сайт, вы соглашаетесь с данными условиями. В случае несогласия, Вы можете отключить использование файлов cookie в настройках браузера. Подробнее

Обратная связь

Оставьте обращение, и мы ответим вам в течение одного рабочего дня

* обязательные поля

Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете своё согласие на обработку персональных данных