Управление волонтерской группой в детской больнице

Добровольческое движение «Даниловцы» предлагает серию публикаций «Волонтерство для чайников«. Мы даём ответы на разные-разные вопросы о волонтерстве. Этим ответам можно доверять! Своими знаниями, размышлениями и опытом делятся опытные волонтеры, специалисты и эксперты.


Управление волонтерской группой в детской больнице

Елизавета ЧистяковаЕлизавета Чистякова — координатор волонтерской группы в детской психиатрической больнице №6. Выпускница филологического факультета МГУ, учитель русского языка и литературы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. С «Даниловцами» с 2008 года. Начинала волонтером в НИИ нейрохирургии им.Бурденко. Поработала почти во всех волонтерских группах. С 2010 — координатор. Волонтерство для Елизаветы — опыт радостной и сложной встречи, творчество и сотворчество общения и события, возможность подарить кусочек красоты, которая вокруг нас. Опыт волонтерской работы — 6 лет.

Управление волонтерской группой в детской больнице — это организация и координация деятельности волонтеров, в том числе делегирование им определенной ответственности; прием и адаптация новичков; планирование (в больнице нельзя работать спонтанно, нужно не только понимать, что будет через месяц, но и детально разрабатывать конкретные творческие встречи); взаимодействие с персоналом больницы, прежде всего, согласование планов и конкретных встреч; материально-техническое обеспечение.

Пожалуй, самый важный и самый частый из практических вопросов управления волонтерской группой — кто придет в больницу и что мы там будем делать? Детям в больничном отделении важно взаимодействовать, общаться и главное — что-то вместе с волонтерами делать и сделать. Это их очень увлекает.

За время одного посещения детей в детской психиатрической больнице проходят два занятия параллельно: в старшей группе и в младшей. Волонтеров всегда меньше чем детей, поэтому надо занятие проводить так, чтоб все были задействованы. На каждое занятие мы приносим какую-то поделку, показываем как ее смастерить и вместе делаем. Это вызывает огромный отклик детей. Однажды мы принесли им мультик, но они расстроились, что не было поделки.

Занятие в больнице должно быть разработано до мелочей: подготовлены образцы поделок, продумана инструкция, приобретены материалы, заготовки и т.д., потому что не всякие инструменты можно давать детям. К примеру, ножницы разрешены только в старшей группе и под внимательнейшим присмотром. Мы даем только пару ножниц на группу, иначе трудно уследить. Поэтому, чем детальнее будет все подготовлено, тем больше вероятность, что занятие с детьми состоится и будет результативно.
Подготовку занятия иногда удается делегировать. Я это всегда поддерживаю, но никогда не навязываю, потому что волонтер приходит со своими потребностями и возможностями, и нужно об этом помнить.

В случае болезни или каких-либо непредвиденных обстоятельств можно делегировать и всю подготовку, и всю встречу, но здесь координатор все равно остается координатором. В таких случаях я ищу среди волонтеров двух человек, готовых подготовить и провести встречу с детьми. Не всегда это получается. Порой я придумываю мыслимые и немыслимые способы передать волонтерам подготовленное мной занятие — инструкцию и материалы.

Есть очень стабильные волонтеры, на которых можно опереться — это одна из главных радостей координатора. Они готовы многое на себя брать, им интересно всерьез что-то готовить и делать. Сегодня старшая группа детей на мне. Встречи большей частью готовлю я, хотя иногда возникают и реализуются разные инициативы. А младшую группу ведет замечательная волонтер Юля. Ее помощь и активность очень много значат. Она делает восхитительные поделки, потрясающе контактирует с детьми.

Несколько слов о материально-техническом обеспечении. В больнице у нас есть шкаф, в котором лежат некоторые материалы для творчества. Но поскольку к каждому занятию мы готовимся дома, то большее количество материалов мы и храним у себя. И в итоге исходя из задумок по мастер-классам что-то берешь из дома, что-то уже есть в больнице, что-то просишь волонтеров купить, что-то берешь из пожертвованного для «Даниловцев». Для нас, кстати, очень значимо, что в офисе «Даниловцев» мы можем брать пожертвованные нам вещи. Спасибо жертвователям!

О взаимодействии с персоналом больницы. Главные темы, если начальство уже про нас знает и нас допустило к детям, таковы: разрешенные и неразрешенные виды деятельности; списки волонтеров, оформление пропусков; отчеты о деятельности (правда, в нашей больнице их пока не требуют). По вечерам, когда наша волонтерская группа навещает детей, руководства отделения уже нет. И все же необходимо, чтобы заведующий отделением знал координатора в лицо, знал в общих чертах, что мы делаем, знал наше расписание. Больше всего мы работаем с воспитателями. Они включаются (или не включаются) совершенно по-разному. Кто-то из них участвует и помогает, кто-то интересуется, хвалит детей за результаты работы. Кому-то почти нет дела.

К сожалению, с передачей информации в больницах не очень хорошо. Это — не такая уж большая проблема для координатора, просто к ней надо быть готовым. Понятно, что волонтерское присутствие — не главная задача больницы. У врачей и персонала действительно много работы, и на практике может оказаться, что информация о нас, наши просьбы или ответы на чьи-то просьбы не будут переданы адресату, скажем от одной смены к следующей. При этом не могу не упомянуть и о том, что есть конкретные люди, которые относятся к нашим просьбам очень ответственно.

Очень радостно видеть, что у персонала больницы и врачей, находящихся внутри достаточно сложной бюрократической системы, критерием для решения какого-то вопроса является не важная бумажка и желание поскорее уйти домой (понятное желание, ведь работа у них очень трудная), а здравый смысл, желание добра детям и человеческое отношение к людям.

О новых волонтерах. Если новичок прошел собеседование, заполнил анкету, то его надо встретить, познакомиться, поговорить с ним, ввести в курс дела. А потом на первом этапе надо очень внимательно смотреть и при необходимости корректировать. Мы же работаем с детьми и наша ответственность очень велика. К большой радости, волонтерами становятся, как правило, ответственные, сознательные люди, они все понимают и быстро вливаются в коллектив и в деятельность. На моей практике в этом плане был только один негативный случай.

Прием новичков — то есть собеседование и принятие решения о допуске — это моя ответственность. Вопросы же адаптации, знакомства с детьми, изучения правил — это я спокойно делегирую опытным волонтерам. Но вот первичный контроль за адекватностью я оставляю за собой. Пока у меня нет уверенности в человеке — я не могу в полноте его принять. Хотя чаще всего сразу видно, вызовет человек сложности или нет. Главная проблема — легкомысленное со стороны новичка отношение к правилам нашей волонтерской группы и к правилам больницы. Непедагогичные действия, а также те, что могут нанести вред детям.

Кроме, собственно, работы в больнице важной мне кажется внутренняя групповая жизнь. Очень здорово, когда есть свободное, нерабочее общение волонтеров, когда людям нравится вместе проводить время, отдыхать. Но надо понимать, что это невозможно (и не нужно!) организовать «сверху». Это не в силах координатора, и я бы даже сказала, координатор не вправе навязывать волонтерам то, что сейчас модно называть «корпоративной ответственностью». Важно помнить, что волонтер пришел с конкретной целью и с конкретным запросом. Нужно помочь ему реализоваться, нужно рассказать ему о возможностях, предложить и, возможно, еще раз напомнить. Но ни в коем случае нельзя навязывать. Иначе получается «догнала и причинила добро» — так нельзя. Человек приходит помочь детям, у него есть определенный ресурс (временной, эмоциональный), у него есть определенные рамки. И важно уважать эти рамки, уважать решение волонтера.

Но работать координатору над тем, чтобы волонтерская группа была командой, чтобы складывались теплые отношения между людьми и им было комфортно вместе, конечно, необходимо.

Итак, координатор — тот, кто за все отвечает и чувствует эту ответственность. Он тот, кто держит все в голове. Проиллюстрирую это одной историей. Летом больше месяца я не посещала больницу. Волонтеры отработали без меня. Когда я вернулась, мои волонтеры поделились, что были сложности, но все-таки они справились и все прошло замечательно. «То есть можно и дальше так работать?» — спросила я. «Знаешь, Лиза, — ответил мне кто-то, — все у нас было хорошо, но чувствовали мы себя как наши больничные девочки, к которым не приходят волонтеры!»

Текст записал и подготовил к публикации Юрий Белановский.

Быстрое пожертвование по QR коду

Введите ваш e-mail и сумму пожертвования и нажмите на красный баннер:

Наш сайт с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом использует файлы cookie. Продолжая просматривать сайт, вы соглашаетесь с данными условиями. В случае несогласия, Вы можете отключить использование файлов cookie в настройках браузера. Подробнее

Обратная связь

Оставьте обращение, и мы ответим вам в течение одного рабочего дня

* обязательные поля

Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете своё согласие на обработку персональных данных