Собеседование с волонтерами: для чего оно нужно и как его провести?

Добровольческое движение «Даниловцы» предлагает серию публикаций «Волонтерство для чайников«. Мы даём ответы на разные-разные вопросы о волонтерстве. Этим ответам можно доверять! Своими знаниями, размышлениями и опытом делятся опытные волонтеры, специалисты и эксперты.


Что может быть проще, чем прийти к несчастному ребенку и помочь ему? Так думают очень многие, да и почти все те, кто профессионально не связан с организацией волонтерских долгосрочных и регулярных проектов. Волонтерская помощь — дело очень ответственное и непростое. И начинается оно с собеседования. Собеседование — это точка входа в волонтерскую организацию или группу. Правильное собеседование — основа для долгого и доброго партнерства с волонтером, основа для ответственного служения. От лица «Даниловцев» опытом собеседований делятся наши незаменимые сотрудники Анна Гарибян и Светлана Перегудова.

 

волонтеры

Анна Гарибян — координатор по развитию волонтерского движения «Даниловцы», создатель и координатор волонтерской группы в Детском доме интернате для умственно-отсталых детей №15 г. Москвы. Все новички волонтеры приходят в Движение только после собеседования с Анной.

Я думаю, что собеседование нужно равнозначно как волонтеру, так и волонтерской организации. Для чего волонтеру? Чтобы человек еще раз сам для себя осознал, с какой целью он отправляется в этот путь добровольной помощи, осознал свою мотивацию, понял, что все-таки эта деятельность серьезная. Это ответственность перед подопечными, перед организацией, перед Богом, а отнюдь не развлечение. Важно, чтобы кандидат в волонтеры еще раз трезво взвесил свои возможности и личные и возможности своей семьи. Ведь волонтерство затрагивает не только волонтера, но его родных и близких тоже.

Организация, в свою очередь, несет ответственность за работу с подопечными. Волонтер оказывает кому-то помощь не сам по себе, а от имени организации и вместе с ней. Поэтому, для нас собеседование важно. В его ходе происходит знакомство, проверка и даже первичный отсев сомнительных людей. Второй этап проверки — это собеседование с координатором конкретной волонтерской группы. Бывает, что первое собеседование пройдено, а координатор не может или не хочет принять новичка. Нет доверия и нет личного расположения.

Собеседование нужно и для того, чтобы узнать первичную информацию друг о друге. Мы, как организация, открыты: есть реквизиты, есть отчеты о работе, есть ФИО и контакты руководства. А о человеке мы ничего не знаем.

На собеседовании также происходит знакомство новичка с общим фундаментом, на котором строится наша деятельность — это свод правил, который многократно проверен и составлен, исходя из нашего почти 7-летнего опыта. Правила говорят о внутренней субординации в группе, месте каждой группы в движении, свободах волонтёра, его правах и обязанностях и возможностях урегулирования конфликтов.

Не менее важно в собеседовании знакомство с внутренним устройством Движения. Какие предусмотрены и возможности для обучения и личного развития добровольца в организации. «Даниловцы» — это не только добрые дела и не только служение в больницах и детдомах. Это большая закулисная жизнь, которая не видна людям со стороны, но которая важна людям на практике. Эта работа помогает учиться, помогает развиваться, расти, не выгорать, быть в позитиве, встречать новых друзей и единомышленников, открывать в себе новые таланты и грани, может, даже встретить свою любовь и создать семью (а такие случаи есть). Для нового человека все это не менее важно, чем открывающаяся возможность посещать больницу.

Кстати, я не считаю, что человек, прошедший первое собеседование — это однозначно наш волонтер. Я бы сказала, что это участник своеобразного квеста, перешедший на определенный уровень. Он тот, кто смог пройти первичный отбор, кто подтвердил свое намерение некоторыми волевыми действиями. Для начала он нас нашёл! Сейчас есть несколько вспомогательных платформ для поиска волонтерских вакансий, это ресурсы Volonter.ru, Dobro.Mail.Ru и сайт «Все вместе». И все же найти ту организацию, которая вызывает доверие, к которой ты хотел бы прикрепиться и вместе делать добрые дела непросто. Найдя «Даниловцев», человек должен изучить деятельность наших волонтерских групп. Важно, чтобы она соответствовала его личному складу характера и запросу, чтобы работа в группе совпадала с его личным временными возможностями.

На собеседовании я рекомендую новичкам начинать непременно с одного направления. Зачастую «неофит» рвётся в бой и готов записаться сразу во все группы и чуть ли не ежедневно спасать мир. Но мы сторонники марафонского, а не спринтерского бега! Поэтому настаиваем, чтобы из имеющихся у нас 20–ти направлений доброволец подобрал для себя именно одно и самое оптимальное.

Определился с группой? Тогда переходи на следующий уровень и заполняй анкету на сайте. У нас этот процесс построен очень удобно и полностью автоматизирован. И только после этого волонтёру остаётся собрать всю свою волю в кулак и доехать на личную встречу-собеседование в офис «Даниловцев». То есть, как правило, на момент собеседования конкретный выбор волонтерской группы у волонтера уже состоялся. И это, кстати, экономит и наше время. Наш опыт говорит, что с такой задачей волонтеры прекрасно справляются самостоятельно.

Непосредственно договор с волонтером (такой внутренний и ответственный) совершается с координатором на месте. Ответственное взаимное решение может быть только после того, как сам волонтер попробует и пощупает само дело, познакомиться с группой. Большинство людей приходят без малейшего представления о том, что им предстоит. Люди приходят нередко со своими во многом эмоциональными мотивами, со своими ожиданиями и опасениями. И поэтому важен первый опыт. Опыт и самого волонтера и опыт работы с ним со стороны координатора.

Во время собеседования у меня конечно складывается определенное отношение к человеку, возникает сомнение, тревога или наоборот чувство встречи серьезного достойного человека. Мне всегда очень импонирует, когда человек приходит на собеседование осознанно, подготовлено и взвешено. Предварительная работа хорошо характеризует новичка волонтера. Иное дело, когда человек приходит под влиянием каких-то сильных эмоций, которые даже во время разговора не может превратить в свое ответственное решение. Настораживает и позиция эдакого «супермена», когда волонтер приходит, по меньшей мере за тем, чтобы спасти мир, просит непосильной нагрузки или требует назначить его на самый сложный участок волонтерской работы.

Меня всегда несколько отпугивает и сконцентрированность человека на себе. К примеру, соискатель сразу говорит, что идет в учреждение реализовывать собственные сольные проекты и идеи. Мы работаем в группах, при том, что самореализация волонтера очень важна, все же ответственность лежит на группе в целом и на координаторе в частности. Нежелание помогать в составе группы, найти и занять там свое место — это тревожный знак.

Но, при всем сказанном, очень важно, что у нас с новичками проводятся два собеседования и есть даже испытательный срок.

Несмотря на мой опыт, иногда первое впечатление меня подводит. После общения с координаторами волонтерских групп, бывают, хоть и редко, приятные, а порой и неприятные открытия. Вроде бы человек тебе понравился, он горит, он увлечен, он в теме, он сразу погрузился в работу. И ты уже думаешь, что перед тобой настоящий бриллиант, будущий координатор, а выясняется, что после двух посещений волонтер исчез. Но случается и иное. На собеседовании впечатление очень скромное, даже серое… Думаешь, хорошо, если новенький хотя бы дойдет до группы. А на практике получается, что со временем он становится ее украшением, преображается, начинает излучать такое душевное тепло, любовь и заботу о подопечных и других волонтёрах, со временем группа без этого волонтера уже немыслима.

 Текст записал и подготовил к публикации Юрий Белановский

волонтеры

Светлана Перегудова — психолог по образованию и профессии, автор и ведущая учебного курса «Православная семья в современном мире», создатель и руководитель направления «Даниловцев» по работе с сиротами «Дорога к дому», в рамках которого была организована работа в 6-ти социальных учреждениях. Создатель и координатор волонтерской группы в Детском доме интернате для умственно-отсталых детей №24 г. Москвы. По субботам Светлана ведет встречи психологической поддержки для волонтеров.

Предлагаемая инструкция была составлена для работы Движения «Даниловцы», прежде всего в помощь координаторам волонтерких групп.

Порядок проведения собеседования кандидатов в волонтеры

I. Общая часть собеседования

1. Познакомиться, представиться.

2. Спросить, что привело на собеседование?

3. Спросить, откуда узнали о нашей волонтерской организации (или группе)?

4. Рассказать кратко об истории создания, названия и деятельности волонтерской организации.

5. Рассказать о том, кто такие волонтеры, о смысле и значении этой деятельности.

6. Рассказать о задаче и работе координаторов волонтерских групп, а так же о различных специалистах и психологах организации.

7. Спросить о наличии в прошлом опыта добровольческой деятельности: когда, где и чем кандидат занимался? Что понравилось? Были ли трудности? Что ожидает от участия в нашей организации?

8. Если опыта волонтерской деятельности нет, спросить, как представляет свою деятельность в качестве волонтера?

9. Рассказать о направлениях деятельности нашей организации, о волонтерских группах и их особенностях.

10. Познакомить с картой и календарем работы, то есть рассказать что, где и когда происходит.

11. Спросить волонтера, какое направление и какую группу он выбрал.

12. Спросить, как будущий волонтер представляет себе людей, которых он будет посещать? Почему?

13. Рассказать о людях, с которыми ведется работа в выбранном им направлении.

14. Узнать, есть ли опыт общения или совместной деятельности с такими людьми в его жизни (сестры, братья, другие родные, соседи, знакомые и т.п.), расспросить об этом.

15. Рассказать о волонтерах: возраст, пол, студенты, работающие, интересы, совместное общение и т.д.

16. Спросить, чем кандидат в волонтеры занимается в жизни: учится, работает, какой график? Где живет? Где учится, где работает? Где живут родители? Есть ли друзья? Как знакомые и близкие относятся к идее служения, добровольческой деятельности? Может ли кто-то из них заинтересоваться?

17. Спросить, что человек предполагает получить от участия в нашей волонтерской организации? Чем обогатиться, как к этому относится? Каков его личный смысл участия?

18. Познакомить волонтера с правилами работы волонтеров (дать прочитать и дать время на осмысление) и ответить на возникшие вопросы. Пример правил можно посмотреть тут: http://www.danilovcy.ru/dokumenty/pravila-deyatelnosti-volonterov/

19. Важно сказать волонтеру, что он должен соблюдать режим работы и правила работы конкретной волонтеркой группы и придерживаться того графика своего присутствия, который согласует с координатором волонтерской группы.

20. Так же следует напомнить, что волонтер вправе прекратить свое служение, когда сочтет нужным. Но, мы просим его уведомить координатора волонтерской группы об этом заранее.

21. Рассказать о возможностях, которые открывает перед человеком служение и участие в добровольческой деятельности: получение опыта работы в команде, участие в жизни большого молодежного сообщества, возможность обучения, получение психологической поддержки, развитие собственных способностей – коммуникативных навыков, творческих, педагогических умений, практика христианской жизни.

22. Надо обсудить идею того, что участие в волонтерской организации может не только отнимать у человека его силы и время, но и давать очень многое: чувство сопричастности доброму делу, утверждение, самоуважение, духовное развитие и т.п.

23. Если сомнений в человеке не появилось, если он определился с направлением (учреждением), то необходимо заполнить и подписать анкету и направить волонтера на собеседование с координатором конкретной волонтерской группы.

24. Необходимо обратить внимание волонтера, что мы подписываем его на нашу E-mail-рассылку (если есть и смс-рассылку), из которой он будет узнавать новости организации и анонсы мероприятий.

25. Необходимо предупредить волонтера, что координатор группы вправе отказать новичку без объяснения причин.

26. Если появились какие-либо сомнения, но вы не готовы отказать волонтеру, то следует направить его к координатору того направления, которым он интересуется. При этом надо предупредить волонтера, что координатор несет личную ответственность за благополучное осуществление добровольческого служения перед людьми и администрацией учреждений, которых мы посещаем и может по своему усмотрению отказать в приеме кандидата в свою волонтерскую группу, порекомендовав консультацию у психолога или беседу с иным специалистом.

II. Собеседование по направлениям

1. Подробно рассказать о конкретном учреждении, где работает волонтерская группа и где новичку придется помогать: название, ближайшая станция метро, сколько времени уходит на дорогу от метро. Кто наши подопечные? Каковы особенности людей, которых навещаем? Что за персонал? Дни и время посещения? Формы работы в будни и праздники? Специфика учреждения, основные требования, запреты, возможные трудности?

2. Ответить на все вопросы кандидата по представленной информации.

3. Спросить про тревоги, опасения, сомнения кандидата в связи с услышанным, ответить поддержкой и прояснением, что считаете оправданным, что — нет. Рассказать, какой опыт преодоления подобных тревог и сомнений был у самого координатора или других волонтеров.

4. Пообещать свою поддержку и помощь, поддержку других волонтеров, обучение, рассказать о возможности психологической помощи в организации.

5. Попросить не скрывать возникающие трудности и в случае проблем ставить в известность координатора. Важно, чтобы была возможность оперативно оказать помощь, положительно изменить ситуацию. Достигнуть договоренностей.

6. Рассказать о возможности посещений с учетом жизненной ситуации, с той частотой, какую человек может себе позволить не в ущерб семье, здоровью.

7. Подчеркнуть необходимость избегать ложного чувства вины, неловкости, если человек не может присутствовать каждое посещение: ходите по возможности, главное – ставить координатора в известность о своем желании пойти или отмене бывшей договоренности. Обсудить, каким образом извещать координатора: sms, звонок, через других волонтеров.

8. Спросить, какие дни и какое время человек сможет посвящать волонтерской деятельности? Согласовать возможный график.

9. Рассказать о ближайших днях посещения и предполагаемых занятиях.

10. Если возможно, договориться о времени и месте встречи, достигнуть конкретных договоренностей.

 

Быстрое пожертвование по QR коду

Введите ваш e-mail и сумму пожертвования и нажмите на красный баннер:

Наш сайт с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом использует файлы cookie. Продолжая просматривать сайт, вы соглашаетесь с данными условиями. В случае несогласия, Вы можете отключить использование файлов cookie в настройках браузера. Подробнее

Обратная связь

Оставьте обращение, и мы ответим вам в течение одного рабочего дня

* обязательные поля

Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете своё согласие на обработку персональных данных