17 июня прошел очередной семинар о христианском служении “Человек перед Богом”. Тема встречи “Плоды малых дел”.

На встрече обсуждался опыт возникновения и путь развития христианского движения “Фоколяры” и христианской общины “Тезе”. Семинар прошел в форме живого общения и обсуждения фрагментов видеофильмов.

История и опыт общины Тезе были представлены Дмитрием Иваниным, координатором педагогических программ добровольческого движения “Даниловцы”. Дмитрий побывал в общине и поделился с собравшимися своими впечатлениями.

Семинар закончился чаепитием.

Семинары “Человек перед Богом” – совместная инициатива добровольческого движения “Даниловцы” и христианского культурного центра “Встреча”. Семинар не носит какого-то официального статуса и имеет своей целью помочь молодым христианам осмыслении самой сути христианского служения, не методов, не форм, а именно самой основы, выраженной в двух темах. Во-первых, какую правду о человеке и о делах милосердия открывает христианство? Во-вторых, что созрело у нас в душе из нашего опыта жизни, молитвы, служения ближним, чем бы мы могли поделиться друг с другом?

Фотоальбом

Справка

Движение “Фоколяры” возникло в годы Второй мировой войны в городок Тренто в Италии. В условиях войны, несущей разрушение и ненависть, молодая христианка Кьяра Любич и ее подруги вдруг для себя очень ярко поняли, что призваны деятельно откликнуться на Божью любовь. Они стали стремиться исполнять Волю Божью явленную в Евангелии. Девушки спонтанно разделяли друг с другом радости и страдания, духовные и материальные блага, и каждая была готова отдать свою жизнь за другую. В основе их жизни лежало изучение Священного Писания и стремление деятельно каждый день исполнять заповеди Божьи. К примеру, их внимание могли привлечь те или иные слова Христа и девушки именно их полагали правилом на несколько дней, после чего делились опытом, вместе рассуждали, как лучше исполнить ту или иную заповедь.

Постепенно их евангельский образ жизни стал привлекать к ним и других людей. Так родилась община, которая очень быстро разрослась по всей Италии и даже вышла за пределы средиземноморского полуострова.

Хотя движение созданное Кьярой Любич и возникло в католической Церкви, в него входят христиане различных конфессий, так как принципиальная черта Фоколяров – полный отказ от любой формы прозелитизма, верность каждого своей Церкви и одновременно уважение, почтение и любовь к другим Церквам. К примеру, начиная с 1967 года, Патриарх Константинопольский Афинагор I был связан узами крепкой духовной дружбы с Кьярой Любич. Многие люди, познакомившись с образом жизни участников Движения в разных православных странах, стали лучше осознавать своё место в православной Церкви, к которой они принадлежат; другие вошли в неё, приняв крещение.

Община Тезе возникла так же во время войны. Ее основал протестант Роже Шутц. В 25 лет во время войны покинул родную Швейцарию, чтобы жить по Евангелию в оккупированной Франции. Это был своеобразный ответ на разделения и войну, которую вели христиане. Его мать, протестантка ходила в католическую церковь в знак примирения. Тема примирения в том числе и между церквами стала центральной в жизни брата Роже. В своем доме в маленькой деревушке Тезе во время оккупации он укрывал евреев и тех людей которые подвергались гонению со стороны нацистов. Со временем вкруг него собрались несколько братьев, готовых разделить с ним не только его служение ближним, но и строгий аскетический образ жизни. Братья и по сей день живут довольно изолированной подлинно монашеской жизнью – 3 раза в день общая молитва, у каждого свое послушание, которые правда периодически меняются, общая трапеза, очень простой быт. Братья не принимают подарков и живут только плодами своего труда. Братья выбрали простоту чтобы иметь возможность делиться и быть ближе к бедным. Вообще значительная часть братьев посланы в беднейшие страны, где живут наравне с бедными.

Со временем Тезе стала миссионерской общиной, привлекающей большое количество молодежи ищущей Бога. Атмосфера доверия и приятия стала тем что привлекает суда сотни тысяч молодежи ежегодно. Внешне современные молодежные съезды в Тезе напоминают подростково-молодежный лагерь – везде снующая молодежь, обливающие друг друга водой, поющие песни молодые люди, волонтеры которые следят за порядком и всем вежливо напоминают, что пришло время молитвы, занятий или отбоя. Каждый приезжающий в Тезе имеет свою работу, начиная с обслуживания себя и уборки в комнате и заканчивая обязательными общественными работами, такими как мытье посуды или туалетов или выгребание мусора. Каждую рабочую команду возглавляют волонтеры – это ребята, которые совсем не обязательно хотят стать братьями – это в основном просто люди, которые решили взять передышку в пути, чтобы понять себя и как дальше строить свою жизнь, многие из них приезжают в Тезе на 6-9 месяцев, некоторые на год.

Основа жизни в Тезе, тот стержень которому подчинена вся жизнь – это трехкратная молитва. Сама молитва построена по простому и привычному принципу: песнопение, псалом, чтение из Св. Писания, молитва “Отче наш”, песнопения. В центре молитвы Тезе – молчание, время для того чтобы почувствовать себя наедине с Богом, в Диалоге с Ним, а не просто своем монологе.

Во второй половине дня проводятся семинары на различные темы, например “Почему христиане верят в Бога Троицу” или “Евхаристия в сознании первых христиан”, или “Как я вижу окружающих – как окружающие видят меня” или “Искусство выражать себя”. Братья говорят, что обсуждая с молодежью различные темы они прежде всего хотят провести молодежь по пути от “чего я ищу” к “Кого я ищу”.

Известно, что брат Роже очень любил православную Церковь и ее духовность, соборность и евхаристичность. Икона в Тезе – это не элемент декора – это выражение сущности, подлинное окно в духовный мир. Братья Тезе настаивают, что для них самое важное, чтобы молодежь по приезде из Тезе смогла стать активными членами своих местных Церквей, что их задача именно помочь приходам, а не конкурировать с ними.

Сегодня эта община, известная под именем Движения Фоколяров (итальянское слово focolare означает очаг), существует во всём мире, насчитывая сотни тысяч членов и несколько миллионов сторонников. Это мужчины и женщины всех возрастов и национальностей, самого разного социального статуса, разных профессий; в основном миряне, но также монахи и священники.